Эксперты предлагают правительству вместо повышения военного сбора поднять НДС

Это приведет к росту цен на 5%, однако даст нужные государственному бюджету поступления уже со следующего месяца.

Эксперты предлагают правительству вместо повышения военного сбора поднять НДС
Более эффективным, чем новые налоги экономисты считают разрушение действующих схем уклонения от налогообложения

Сразу 13 известных аналитических центров предложили Кабмину для получения необходимых поступлений в госбюджет повысить налог на добавленную стоимость (НДС) вместо военного сбора. Соответствующее обращение опубликовал неправительственный «Центр економічної стратегії». 

Аналитические центры проанализировали правительственный законопроект № 11416 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины об особенностях налогообложения в период действия военного положения» и отмечают, что проект содержит много негативных норм, которые нанесут значительный ущерб экономике.

Что же критикуют экономисты

По оценкам экспертов, изменения, которые предлагает правительство, ударят по честно работающему бизнесу. Как это может навредить экономике:

  • Повышение ставки военного сбора с 1,5% до 5%. Крайне негативное предложение приведет к дальнейшей тенизации заработных плат и угнетению экономической активности. Расчет Минфина завышен – он механический и не учитывает последствия тенизации.
  • Установление долга уплаты военного сбора – юридическими лицами на сумму 1,0 % дохода от любой деятельности. Наиболее негативное предложение Минфина из всех предложенных. Налог с оборота крайне отрицательный для экономики, искажает конкуренцию, дискриминирует украинских производителей. Предлагается не вводить новые налоги, решать задачу временным поднятием существующих на определенный срок. Вместо налога с оборота – поднять ставку НДС на уровень, который позволит получить указанные поступления.
  • Установление долга уплаты военного сбора – 15% – предприятиями, учреждениями и организациями, физическими лицами, приобретающими право собственности на легковые автомобили, подлежащих первой государственной регистрации в Украине Целесообразно налогообложение только дорогих автомобилей, от определенной пороговой суммы таможенной стоимости.
  • Установление обязанности уплаты военного сбора – физическими лицами, которыми в течение отчетного налогового года произведена продажа одного объекта недвижимости в размере 5% от дохода по продаже недвижимого имущества. При нынешнем администрировании операций с недвижимостью введение налога усилит тенизацию и занижение налогооблагаемой базы, следовательно эффект для бюджета будет ниже ожидаемого.
  • Внедрение акцизного налога на продукцию по коду «воды, включая минеральные и газированные, с добавлением сахара или других подсластительных или ароматических веществ» по ​​ставке 0,1 евро за 1 литр. По содержанию акцизного налога, он должен быть пропорционален общественному ущербу от потребления продукта. Следовательно, если вредным считается сахар, налог целесообразно устанавливать с дифференциацией по содержанию сахара. При этом напитки с содержанием сахара ниже порогового, содержащие другие подсластительные и ароматические вещества не должны подпадать под такой налог.

«Чрезвычайно обременительно для государства и бизнеса предложение Минфина поиска дополнительных поступлений за счет внедрения новых налогов, которые предусматривают дополнительные формы отчетности, внедрение новых процедур администрирования и контроля (военный сбор, налог с оборота). Более рациональным решением был поиск резервов за счет повышения эффективности работы контролирующих органов (показатели результативности), разрушения действующих схем уклонения от налогообложения (контрабанда, контрафакт, нелегальная торговля, неофициальная заработная плата и т.п.), автоматизация бизнес-процессов и временного повышения ставок уже существующих налогов », – говорится в совместном заявлении аналитических центров.

Также, одновременно с поиском дополнительных доходов за счет бизнеса, важным решением было бы сокращение второстепенных расходов общегосударственного бюджета.

Возможным рациональным решением поиска дополнительных поступлений могло быть повышение ставки НДС на 4-5 процентных пунктов.

Одновременно с введением временных мер аналитики считают, что необходимо безотлагательно реализовать системные изменения, которые дадут дополнительные поступления в госбюджет в следующем году, а именно:

  • для минимизации “теневых схем” и наполнения бюджета – необходимо обеспечить скорейшее проведение институциональных реформ – перезагрузка Таможенной и Налоговой служб комиссиями с преимущественным голосом международных экспертов (ПЗУ №6490д и №9243), установление эффективных КРИ для БЭБ, ГНС, ДМС, обеспечить ежегодное потерь от разных налогов по методологии tax gap;
  • улучшить администрирование налога на недвижимое имущество и использовать весь потенциал этого налога;
  • максимально автоматизировать процессы налогового администрирования.

"Аналитические центры призывают народных депутатов и Министерство финансов провести профессиональное обсуждение всех альтернатив и определить для дальнейшей реализации наименее вредные для экономики нормы", - говорится в обращении к правительству.

Это заявление поддержали следующие аналитические центры:

  1. Институт налоговых реформ
  2. Growford Institute
  3. ИЭД/IER
  4. Центр экономической стратегии / Centre for Economic Strategy
  5. Институт социально-экономической трансформации
  6. AdvanterGroup
  7. Офис шеф-экономиста Коалиции за модернизацию Украины
  8. Палата налоговых консультантов/Chamber of Tax Advisors
  9. Институт финансов и права
  10. Экономическая экспертная платформа
  11. CASE Украина
  12. Центр общественной экспертизы
  13. Сеть защиты национальных интересов «А Н Т С».
Главная Актуально Україна на часі Youtube